МКОУ "Алкадарская СОШ"
Сулейман-Стальский район, село Алкадар, ул.Школьная, 5
  • Занятие с элементами тренинга по профилактике девиантного поведения подростка "Девиантное поведение, учимся говорить – нет"

    Автор: Межведилова З.Г.
    Занятие с элементами тренинга по профилактике девиантного поведения подростка "Девиантное поведение, учимся говорить – нет" МКОУ «Алкадарская СОШ» Психолог: Идрисова С.Х. 2023-2024г Цель: профилактика девиантного поведения подростков, формирование умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами. Формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение, понимания. Задачи: развивать способность делать самостоятельно свой выбор и умение поступать в соответствии с собственным решением; формировать представление о силе группового давления на личность, расширять поведенческий репертуар подростка в процессе конфронтации с группой. Оборудование занятия: мягкая игрушка в виде солнца, чистые листы, мяч, карточки с описанием ситуаций, памятка «правила уверенного отказа», Ход занятия. I. Приветствие. - Добрый день ребята. Сейчас я предлагаю вам поздороваться друг с другом, но здороваться будем необычным способом. Вы видите у меня в руках солнышко (мягкая игрушка). Мы с вами будем друг другу бросать игрушку, при этом надо будет поздороваться с тем человеком, которому ты ее бросил, назвав его по имени и сказать какой либо комплимент. II. Вводная часть. -Сегодня речь пойдет о разрушающем поведении. И тема нашего занятия "Девиантное поведение, учимся говорить нет". -Сегодня будем учиться говорить "Нет!", т.е. противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, учиться уверенному поведению при отстаивании своей позиции. -Как вы думаете, что такое социальные нормы? Социальные нормы – это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. III. Основная часть. 1. Упражнение "Рассказ о себе" Инструкция: Каждый из ребят, не указывая своего имени на листе, записывает 5 качеств, которые больше всего ценит в себе, и за которые его уважают другие люди. Перевернув лист бумаги, участник записывает 5 качеств, которые ему не нравятся в себе и неприятны. Затем карточки сдают ведущему, который, предварительно перемешав их, раздает участникам группы. Каждый участник, получив карточку и прочитав положительные и отрицательные качества, пытается представить себе этого человека и составляет рассказ о нем и его жизни. Обсуждение: В конце важно обсудить упражнение в общем кругу и спросить участников группы, что они чувствовали, когда слушали рассказ о себе, много ли там было совпадений с их представлениями о своей жизни. Просмотр социального ролика для молодежи. Обсуждение ролика (Какая значимость этого ролика? Умей сказать нет! - Основой появления негативной девиации является воспитание и поведение, а также общество в которое попадает человек. 2. Упражнение с элементами тренинга. Игра "Откажись по-разному". - Я буду бросать некоторым из вас мяч, поймавший делает мне предложение (например: отправиться в тундру, погулять) Ведущий выражает отказ по-разному. - Что вы можете сказать об услышанных отказах? а) Отказ – соглашение: человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается дать согласие. Например: ребята, – спасибо, но мне так неудобно вас затруднять. - Кто получил на своё предложение такой вид отказа? б) Отказ – обещание. Человек в принципе согласен с предложением, но в данный момент он не может его принять. Даётся понять, что при других обстоятельствах предложение было бы принято. "Пойдём завтра в кино" – "С удовольствием, но завтра у меня занятия по математике". - Кто получил такой отказ? в) Отказ – альтернатива. Отказ направлен на альтернативное предложение. Трудность такого отказа в том, чтобы придумать ценное альтернативное предложение: Пойдём завтра в спортзал» - "Давай лучше погуляем по посёлку". г) Отказ – отрицание. Человек даёт понять, что не согласится ни при каких обстоятельствах на предложение. "Нет, я не поеду на лодке, потому что боюсь воды. Нет, я ни за что не поеду в лес". д) Отказ – конфликт. Крайний вариант отказа – отрицание. Агрессивен по форме. Может содержать оскорбления или угрозы. "Давай сходим на дискотеку" - "Ещё чего! Сам топай!" Этот вид отказа эффективен в случае выраженного внешнего давления". Вывод: о разных видах отказа. 3. Упражнение – тренинг "Сумей отказаться" Сейчас вы сами сможете себя проверить в ситуациях, как вы можете не попасться на групповое давление. Ребятам предлагается разделиться на три группы (по 2-3 человека). Каждая команда получает карточку с описанием ситуации, затем по ситуации разыграть отказ. Остальные участники игры оценивают эффективность выбранной формы отказа по параметрам: • реальная возможность избежать пробы вещества при использовании данной формы отказа; • возможность избежать данного конфликта, агрессии; • целесообразность попытки повлиять на взгляды, поступки человека, предлагающего вещество (когда стоит пытаться убедить предлагающего пробу в опасности знакомства с наркотическими веществами, а когда нужно думать лишь о своей безопасности). Оценивание, oбсуждение проводится после каждой инсценированной ситуации. Во время оценивания ведущий должен незаметно направлять мысль детей на то, что найти верный отказ может только человек с уверенным поведением. Уверенными должны быть голос, интонация, жесты, мимика, движения. Памятка «Правила уверенного отказа»: 1. Если ты хотите отказать человеку, чётко и однозначно произнеси ему "НЕТ". Постарайся объяснить причину твоего отказа, но не извиняйтесь длительное время. 2. Старайтесь отвечать без паузы – так быстрo, как только это вообще возможно. 3. Настаивайте на том, чтобы с вами говорили честно и откровенно. 4. Попросите объяснить, почему вас просят сделать то, чего вы делать не хотите. 5. Смотрите на человека, с которым гoворите. Наблюдайте, есть ли в его поведении какие – либо признаки неуверенности к себе. Следите за его позой, жестами, мимикой (дрожащие руки, бегающие глаза, дрожащий голос и т. д.). 6. Не oскорбляйте и не будьте агрессивными. IV. Рефлексия Ребятам предлагается окончить высказывание: "Мне легко (трудно) противостоять группе, потому что…" Это позвoлит осмыслить индивидуальный стиль психологической защиты. V. Заключительная часть. Игра: "Солнечные лучики" Ребята встают в круг. Предлагаю всем протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя солнечными лучиками излучающими тепло.
    Занятие с элементами тренинга по профилактике девиантного поведения подростка "Девиантное поведение, учимся говорить – нет".

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie